четверг, 28 января 2010 г.

Адвар Лидскалнинш.Жизнь забытых замечательных людей (ЖЗЗЛ).

ДОМ МЕЧТЫ



Сколько существует человек, столько длятся попытки найти формулу любви и совершенный способ выразить это чувство словами, красками, звуками. Огромный опыт накопленный человечеством позволил синтезировать лаконичный афоризм: «Сколько людей – столько способов любви». Не меньше, как показывает практика, и способов ее выражения. Встречаются среди историй любви и грустные и занятные и курьёзные и трагические и поучительные. Немало сохранилось примеров мистических, волшебных, загадочных, а то и вовсе потусторонних.

*


Адвар Лидскалнинш родился 10 августа 1887 года в Латвии.
Двадцатипятилетним он был помолвлен с 16-летней девушкой Агнесс Скаффс, в которую был страстно влюблен. Молодой человек уверенно смотрел вперед окрыленный перспективой жизни с любимой. Радостное возбуждение придавало сил, и казалось, не было на свете ничего непреодолимого, такого, чего бы он ни осилил ради будущего счастья. Адвар с удовольствием и вполне детально, даже педантично выстраивал подробные планы долгой и счастливой семейной жизни. Но перед самой свадьбой Агнесс вдруг категорически разорвала помолвку. Адвар долго приходил в себя, это было крушением всех его планов, надежд, перспектив. Верить в то, что жизнь на двадцать шестом году закончилась, не хотелось, хотя, как дальше жить без любви, Адвар не знал. Он был в отчаянье, страдал, замкнулся в себе. Пытался избавиться от преследовавшего его образа милой шестнадцатилетней Агнесс, но не мог. Он любил ее и потому решительно оборвал все связи с прошлой жизнью и уехал на край света, на другой континент - в Америку. Не за мечтой. А от мечты.

Там его никто, разумеется, не ждал. Нужно было все начинать с чистого листа. Довелось скитаться, искать, устраиваться. Несколько лет он работал погонщиком скота в Техасе, клерком в Калифорнии, лесорубом в Канаде. На местный манер латышское имя Адвар приспособили для обиходного употребления как Эдвард, или коротко – Эд. В Канаде Эд Лидскалнинш подхватил туберкулез и решил переменить место жительства. Так, сменив имя, много мест, Эдвард, наконец обосновался на западном побережье Флориды. Юг, по его расчетам, должен был благоприятно повлиять на пошатнувшееся здоровье. «Хмурый Эд”, как прозвали его в Штатах, к тому времени уже серьезно страдал от прогрессирующей формы туберкулеза.
На этого вечно насупленного и замкнутого латыша-иммигранта жалко было смотреть: малорослый – при росте 152 см, он был хил и худ, весил всего 44 килограмма.





Соседям казалось, что он не способен поднять даже садовой пилы. Каково же было их удивление, когда он энергично взялся за масштабную стройку на купленном небольшом земельном участке.

Эдварду удалось скопить небольшую сумму денег, которой хватило для того, чтобы приобрести10 акров (это немногим более четырех гектаров) земли к югу от южного пригорода Майами Холмстеда - тогда там был пустырь, и цены на землю были соответственно бросовые.

Здесь-то он и принялся на удивление всем окружающим воздвигать странное сооружение, сказочный Замок, в котором ощущал себя вполне счастливым со своей "sweet sixteen", как всегда называл бывшую невесту Агнес. (Английское выражение "sweet sixteen" почти непереводимо на другие языки, буквально оно означает "сладкая шестнадцатилетняя", но слово sweet здесь может означать также и "нежная", "приятная", "самая лучшая", "дорогая", "любимая").

Стройка продолжалась много лет.

Эд избегал общения с соседями и никого не подпускал в свои владения. Как только замечал кого-то поблизости, тут же прекращал дела. Трудился Эдвард Лидскалнинш только по ночам, скрытно, в одиночку. Необходимые для обустройства инструменты: зубила, кирку, лопату, лом, молоток и другие он не покупал, а мастерил сам, делал их собственноручно из деталей брошенных автомобилей со свалки. Имея всего четыре класса образования, сам собрал и установил генератор постоянного тока.

Строительство он затеял необыкновенное. Основным строительным материалом были гигантские каменные глыбы. Вырезал их Эдвард самостоятельно на каменоломне у побережья. Для доставки пятидесятитонных блоков Эд использовал тележку собранную из шасси старого грузовика, без мотора, которое он тоже нашел на свалке. Нагруженную камнем тележку обыкновенно ему помогал тащить кто-либо из местных жителей своей машиной. Это даже забавляло поначалу. «Ты что, пирамиду затеял воздвигнуть?» – подначивали остряки. «Или бомбоубежище?» Эд на шутки не реагировал, молчал, упорно продолжая вырубать глыбы и перетаскивать их на свой участок. Хотя некоторые люди видели, как Эд возил таким образом огромные камни, но никто никогда не видел, как он их грузил на тележку или сгружал с нее, и каким образом. Никто никогда не видел своими глазами, как Эд вырубал, обтесывал или устанавливал камни - все работы Эд проводил в ночные часы. При свете фонарей особой конструкции на его участке творилось нечто необъяснимое: под покровом ночи многотонные глыбы свободно перемещались, приобретали странные формы и становились частями возводимого причудливого замка «Угрюмого Эда». Замок задуман и спроектирован был так, что невозможно было увидеть, что делается внутри.
Эд очень ценил свою уединенность.

Когда рядом с его участком некий весьма энергичный преуспевающий адвокат из Луизианы, купивший землю, начал строить двухэтажную виллу, Эдвард решил перенести свое владение в более спокойное и тихое место - на 16 км южнее. К тому времени сделано было уже немало. Но перспектива жить постоянно в контакте с любопытными и назойливыми соседями Эдварда явно не устраивала и тяготила. Он хотел быть наедине со своею мечтой, от всего мира и от всех людей отгородиться.

Нанял водителя с мощным грузовиком, и по утрам тот приезжал за очередной партией многотонных блоков. На время погрузки шофер удалялся, а возвращался около полудня, когда кузов был уже полон. Свидетели этого переезда утверждали, что никаких мощных подъемников, кроме пары простейших лебедок, у Эда никогда не было. Сам же он на вопросы не отвечал, отмалчивался и лишь однажды то ли в шутку, то ли всерьез проговорил: “Все очень просто. Я открыл секрет строителей пирамид”.

Существуют некоторые поздние свидетельства, но они мало что проясняют, скорее только усиливают тайну этой стройки. К примеру, одна престарелая соседка клятвенно заверяла, что видела, как Эдвард клал на камни руки и издавал странные протяжные звуки.

- Я сначала подумала, что парень просто сошел с ума, — рассказывала эта женщина известному американскому журналисту Дэвиду Леттерману в одном из его телешоу. – Он по ночам издавал такие звуки… А потом я сообразила, что он таким образом общался со своими камнями. Он заклинал их своим голосом… И управлял ими, как дрессированными животными…

Два брата, жившие неподалеку, признавались, как однажды в детстве взяли у отца прибор ночного видения и из любопытства стали наблюдать интересную картину: тяжелые каменные блоки сами по себе летали по воздуху.
- Хмурый Эд управлялся с ними, как с воздушными шариками, — увлеченно рассказывали они корреспонденту газеты “Нью-Йорк Таймc”.

*

Замок на самом деле сооружен из блоков кораллового известняка внушительного размера.






При этом они не скреплены раствором, а так точно и искусно вырезаны и обработаны, что без изъянов и просветов плотно пригнаны друг к другу. Всего для постройки Замка Эду пришлось вырубить из цельного скалистого массива, обработать, перевезти и установить более 1000 тонн камней!

Как он это делал, используя только ручные инструменты, до сих пор достоверно никто не знает. В версиях и предположениях недостатка нет. Но только ни одна из версий на практике не была подтверждена, хотя попытки повторить некоторые действия и предпринимались. Безуспешными, надо признать, были до сих пор все попытки.

К примеру, уже через много лет после смерти "угрюмого Эда", заинтригованное распространяющимися загадочными версиями о строительстве замка Американское инженерное общество, провело простой технический эксперимент. Был взят в аренду самый мощный бульдозер, и в присутствии комиссии специалистов была предпринята попытка сдвинуть с места один из блоков. Такой же, как те, из которых выложена башня, и который Эдвард просто не успел использовать в строительстве.
Так ничего и не вышло.

На окруженную стенами территорию можно попасть через гигантскую дверь. Эта входная дверь сделана из одной плоской каменной глыбы весом в 9 тонн, установленной на железном стержне, проходящем через просверленную по оси камня дыру и опирающимся на подшипники сверху и снизу, так что она действует как вертушка. В сплошном камне Эд каким-то образом сумел просверлить почти идеально круглую дыру длиной 3 метра и диаметром около 5 см. Сейчас такую работу можно сделать только лазером. Эта дверь настолько хорошо сбалансирована, что для того, чтобы повернуть ее достаточно просто слегка нажать на ее край, даже у маленькой девочки хватит сил, чтобы ее повернуть. И это - девятитонную глыбу!







(Когда в 1986 нижний подшипник износился и пришел в негодность, чтобы его сменить понадобилась совместная работа инженерной команды и десятка рабочих, которые пользовались 50-тонным краном; их работу показывали по национальному телевидению. А Эд сделал эту дверь и повесил ее сам, в одиночку). Стены Замка сложены из огромных камней. Некоторые из них достигают размеров в два с половиною метра в высоту, полутора метров в ширину и более метра толщиною. Весят такие «кирпичики» свыше 50 тонн каждый.

Сам Эд называл свое детище “Rock Gate Park”- «Парк Каменные Ворота». Среди соседей и посетителей укрепилось название «Коралловый Замок». И это на самом деле никак не жилище. Во всяком случае, оно не предназначено для нормальных людей.




Крыша есть только над одной маленькой комнаткой, в которой, собственно, и обитал угрюмый строитель до последнего своего дня. Первое, что бросается в глаза при входе на территорию Замка, это причудливой формы огромные каменные изваяния. Подобного действительно нигде более увидеть нельзя. Откуда черпал образы Эдвард Лидкалнинш – из своих снов или из воспоминаний об услышанных в детстве сказках с волшебными замками, великанами, принцессами и обязательным счастливым финалом? Кто знает… В пыльной каменистой глуши все сделанное странным одиноким латышом вызывает изумление.

Двухэтажная квадратная башня весит 243 тонны.

Среди скульптур есть и небесные объекты — Сатурн и Марс, а тридцатитонный полумесяц указывает на Полярную звезду. Огромные каменные кресла-качалки, кровати. Под землей — великолепный бассейн, куда стекает дождевая вода. Солнечные часы и сегодня показывают время с точностью в две минуты. Внутри Замка, под открытым небом, Эдвард сделал детскую комнату для их с Агнес детей, которых никогда у него не было. Эту комнату он украсил фигурками персонажей сказок. Рядом расположил огромную спальню с большим коралловым ложем для них с Агнесс, на котором они никогда так и не спали вместе. Тут же построил и комнату для тещи - матери Агнесс. И великолепную гостиную - "тронный зал" - с монументальными каменными тронами для его sweet sexteen, и для себя самого





Стол, расположенный в центре зала, вытесан в форме сердца, и украшен резной розой. Его называют “самой большой в мире каменной валентинкой”... Суммарный вес всех использованных коралловых глыб составляет 1100 тонн.

В конце 1951 года Эд почувствовал себя плохо. Резко обострилась болезнь. Он повесил у входа в Замок записку: "Пошел в госпиталь" и уехал на автобусе в Майами в больницу. Там он и умер через 3 дня. Ему было 64 года. После смерти в его каморке нашли шкатулку с 35 банкнотами по $100, - все, что он скопил за свою жизнь в Америке.

Эд Лидскалнин долго тихо страдал и умер от почечной недостаточности.

В маленькой жилой комнатушке, расположенной в верхней части квадратной башни, были найдены его записи — самодельные брошюры. В них говорится о магнетизме Земли, об управлении потоками космической энергии и о многом другом, но конкретной разгадки строительного секрета эти записи не дают. А ее искали и весьма пристально.

И комнату, и весь странный загадочный, возбуждающий столько пересудов Замок тщательно осматривали, исследовали, прослушивали. Тайных подземелий, секретных ходов, ящиков с двойным дном, сейфов содержащих шифры и коды обнаружено не было.

Не удивительно, что слухи о сверхъестественных строительных способностях Эда распространились широко, и вся история строительства Замка обросла легендами и гипотезами.

В этом смысле наиболее интересна книга “Тайна Кораллового замка” Рэя Стонера. Он уверенно пишет, что Эд якобы открыл секрет антигравитации: “Наша планета покрыта невидимой энергетической сеткой. В местах пересечения этих своеобразных силовых линий возникает необычайная концентрация внутренней энергии Земли. С ее помощью можно творить вещи, которые современная наука не в состоянии объяснить: например, перемещать предметы в пространстве и времени”.

Писатель считает, что Эд не случайно переместил замок на несколько километров южнее и перевез свое громоздкое детище — как раз в то место, где пересекаются магнитные линии. "Именно в Южной Флориде, там, где сейчас стоит замок, находится мощный диамагнетический полюс - место, где возможна левитация. Здесь бороться с гравитацией ему было легче".

Другим больше нравится гипотеза о том, что тут не обошлось без помощи пришельцев. Мол, отсюда осуществлялся и продолжает осуществляться контакт с иными мирами, то есть замок — переговорный космический пункт. И его причудливые формы кажутся странными лишь нам, землянам, а вот для инопланетян они привычны и понятны.

Так или иначе, но многие побывавшие в Коралловом замке туристы не сговариваясь утверждают, что испытывали там “некое озарение и небывалый подъем сил”...

Действие мощного энергетического поля неодолимой силы настоящей любви? Или потусторонние вмешательства, пришельцы, НЛО, древние заклятья чернокнижников?..

*

В общей сложности создание Замка заняло у Эда Лидскалнина (так пишут сложную для их понимания латышскую фамилию американцы) двадцать восемь лет, - с 1923-его по 1951-ый год. Хотя непосредственно сама постройка – подготовка, транспортировка, укладка камней, возведение стен - только последние пятнадцать. Начал присматривать, вырезать и обрабатывать глыбы для будущего Замка Эд задолго до покупки земли. Он придумал замок своей мечты, и положил свою жизнь на воплощение задуманного. Все, до последнего камешка, в этом Замке Эд положил в одиночку, своими руками. Где брал он необходимые силы для невиданной титанической работы и что это были за силы – остается его тайной. Тайной силой его любви.

Когда Замок уже был частично готов, и о нем начали писать газеты по всей стране, многие люди из разных штатов приезжали с предложением помочь Эду работой или деньгами. Мэр Майами даже освободил Эда от уплаты налогов. Владелец «Парка Каменные Ворота» обычно отклонял и деньги и помощь. Туристам, которые ему предлагали деньги он говорил, что если они хотят ему помочь - то пусть заплатят дайм или квотер (10 или 25 центов) и отказывался брать что-либо сверх этой суммы. И сейчас, по традиции, все посетители Замка оставляют на ступеньках каменной лестницы, ведущей в комнату Эда монетку в 25 центов.

Замок является необычайным памятником любви Эдварда Линдскалнинша к его "sweet sexteen", Агнес Скаффс. Американцы, обделенные какими бы то ни было собственными историческими достопримечательностями, уверены, что как замечательный памятник любви к женщине, в истории человечества, "Замок" можно сравнить только со знаменитым Тадж Махалом - мавзолеем, который индийский Шах Джахан велел построить для своей любимой жены Мумтаз после ее смерти. Шаху понадобилось 12 лет и труд нескольких десятков тысяч рабов, чтобы увековечить свою любовь. У Эда не было ни рабов, ни сокровищ, он был простой смертный человек, и памятник своей любви он построил сам, затратив на это четверть века жизни. Собственно, он этим только и только для этого и жил. Жил, чтобы увековечить призрак своей неразделенной любви.

*

В основе своей это история любви, а сооружение угрюмого Эда — своеобразный памятник ей... Ныне замок – достопримечательность штата, превращен в музей.
Более того - Коралловый Замок объявлен национальным достоянием штата Флорида.




По дороге хранящей следы урагана Эндрю, разрушившего в свое время Флориду, от Майами около полутора часов езды на юг в сторону Ки Уэст по Интерстэйт-1. За рощицей пальм глазам проезжающего автомобилиста открывается причудливый CORAL CASTLE - Коралловый Замок. И действительно, башня c зубцами, крепостная стена, массивные причудливые ворота, окна и бойницы – все это может вызвать в памяти образы настоящих замков Старого Света. Однако построен он не из кирпича или округлых булыжников, как "настоящие" замки, а из больших блоков ноздреватого обтесанного камня, похожего на ракушечник - из такого сложены многие дома у нас в Крыму.

*

А как же сложилась судьба той, ради кого был построен Коралловый чудо- замок? Сладкая шестнадцатилетка Агнесс Скаффс вышла замуж, как и хотела, за состоятельного господина и родила ему троих детей. Вполне благополучно, прилично и размеренно прожила свою жизнь.
В 1976 году США и Коралловый замок посетила латвийская официальная делегация. Вернувшись на родину, отдельные энтузиасты отыскали через адресное бюро Агнесс, которая тогда уже была восьмидесятилетней пожилой дамой.
Напросились на аудиенцию, чтобы восторженно рассказать удивительную историю Кораллового Замка во Флориде, где едва ли не каждый предмет посвящен ей. Слушать о памятнике неразделенной любви, возведенном из глыб забытым давно женихом, старушке Агнесс было явно скучно.
Приглашение съездить во Флориду, чтобы своими глазами посмотреть созданный в ее честь сказочный замок, Агнесс не приняла: “Я отказала ему тогда и не хочу ничего про него слышать и теперь!”

Странное сооружение Эдварда еще долго будет вызывать споры среди энтузиастов-любителей и серьезных ученых. Но та, кого он любил всю жизнь, ничего об этом не узнает. Агнесс Скаффс тихо и мирно дожила свой век в Латвии. Она ни разу не была во Флориде.

*

История любви и жизни Эда вдохновила американского певца Билли Айдола записать песню "Sweet sexteen", обошедшую всю страну. Там есть такие слова:

"...I'll do anything
For my sweet sixteen,
And I'll do anything
For little run away child
Gave my heart an engagement ring.
... Built a moon
For a rocking chair.
I never guessed it would
Rock her far from here..."
(Я сделаю все для моей нежной шестнадцатилетки,
моей маленькой беглянки.
Я отдал ей свое сердце как обручальное кольцо...
Я сделал ей из месяца кресло-качалку.
И никогда не думал, что оно будет ее качать так далеко отсюда.)

*










Комментариев нет:

Отправить комментарий