суббота, 31 октября 2009 г.

О домысливании в искусстве



___Чтобы слушать и слышать и домысливать прекрасное нужна тишина. Для ощущения произведения искусства нужно погружение в него. Даже для прослушивания музыки нужна тишина. Иначе музыка будет размешана с шумом.
___Нужно уметь домысливать. Вот посмотришь на натюрморт и увидишь как отошла та женщина, что временно положила на стол мандарины и гранат, наверное будет сервировать стол – домыслишь. Но маловато домысливания тут. А если увидишь картину, где кучи зайцев с охоты и слышишь охотничий рог, ржание лошадей, додумываешь их пот, запах пороха, слышишь тявканье собак и топот копыт.
___Вот посмотришь на фото хромого старика со спины в потертом пальто и шляпе с палкой. И домыслишь, что он больной, бедный. Наверное жена умерла или бросила его. Дети видно забыли его. А вот от старика недалеко собака. Возможно его друг и единственная радость. Ты всё это домыслил. Увидел целую историю. И чем больше произведение искусства вызывает домысливания, чем шире разворачивает историю в нашем воображении, тем сильнее оно нас воодушевляет, волнует и потрясает. Оно создает нам настроение своей созвучностью с нашей памятью.
___Когда у поэта застой в домысливании в стихах, то значит пришло время прозы. Значит пришло время без ритма, но со светлой созерцательностью. Когда не пишется вообще ни чего, нужно может быть что-то почитать или послушать, посмотреть картины, погулять на природе, чтобы наполниться новыми ощущениями, которые приведут к исцелению от пустоты. И тогда что-то потянет ниточку и вызовет домысливания. Заразится чужим домысливанием. Домысливает не только потребитель искусства-творчества, но домысливает и творец его. С этого все и начинается.
___Возьмите глыбу мрамора. Увидьте в ней прекрасную нимфу и держите ее образ в голове. Увидьте ее позу и высеките из глыбы этот образ. В работе творец домысливал . Вот она напугана и стоит в позе, из которой готова сорваться и убежать. Но что-то удерживает её. Любопытсво? Может еще что-то? Домыслит это зритель.
___Незавершенность творения, небольшая возможность разных вариантов продолжения всегда вызывает сонмы домыслов. Только незавершенное остается в вечности, считал Лао Цзы.
__Всё впереди, всё позади домысливается. Вот картина Василия Максимова «Всё в прошлом», на которой сидят пожилые барыня и служанка на крыльце крепкого скромного крестьянского сруба, а сзади пустой умирающий почти рухнувший помещичий дворец. Зритель сам становится творцом истории жизни этой помещицы, он становится писателем и режисером постановщиком этой драмы теперь ставшей мемуарами.
-___Все то что возбуждает воображение прекрасно. Не блеск золота или белизна обнаженных тел притягивают глаза зрителя на других помпезных картинах, а вот эта еле живая старушка и ее жизнь.
___Домысливание очень хорошо развивает воображение и делает зрителя и читателя соавтором. А без этого соавторства нет искусства. Домыслите эту миниатюру дальше сами.

1 комментарий:

  1. "исцеление от пустоты" - запала эта фраза. Да. домысливание и многое то, что ты перечислил - все эту пути к этому исцелению. Однако есть ещё что-то, что ты не упомянул...Мне кажется есть...
    Di

    ОтветитьУдалить